Сегодня пятница, 19.04.2024, 04:54, ньюсмейкеров: 44160, сайтов: 1206, публикаций: 3427271
28.09.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 6246; сегодня: 1.

Время для урока

Время для урока

Время – весьма важная категория для участников конкурса «Учитель года России-2010». Успеть подготовиться к очередному конкурсному заданию, успеть пообщаться, успеть, если получится, выспаться… 26 сентября половина учителей, отчитавшихся накануне на «Методическом объединении» о своем опыте работы, давали открытые уроки. И говорили в том числе о времени.

Урок географа из Кабардино-Балкарской Республики Евгении Усенко был посвящен часовым поясам на территории России. Для начала Евгения Вячеславовна предложила помечтать. Восьмиклассник рассказал о своей мечте: «Построить большой остров и жить на нем». Когда мечты сбываются, хочется воскликнуть: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Мгновенье, время… А что это такое? Оказалось, не так мы много знаем о времени. Даже определение дать непросто. Ведь время – это и период, эпоха, и определенный момент, в который что-то происходит, и пора дня, года, и благоприятный момент, и форма глагола. А что уж говорить о сложных понятиях, связанных со временем, – часовые пояса, летнее, декретное, поясное время? Их ребята и узнавали на уроке. Оказалось, что Россия протянулась со 2-го пояса по 12-й. Потом школьники начали решать задачки по теме. Например, Евгения Усенко предложила им такой сюжет: «На конкурс конкурсанты прибыли из разных регионов и в разное время. Я вылетела из Нальчика в 15.50 по московскому времени и летела 2 часа. Ждала 2 часа. От Москвы до Магнитогорска летела 2 часа. Во сколько меня встретила гостеприимная магнитогорская земля?».

«На конкурсном уроке самый главный соперник – время», - сказал преподаватель ОБЖ из Республики Татарстан Ильгизар Гадельшин во время самоанализа. Однако педагог использовал время, отведенное ему для урока, весьма плодотворно. Восьмиклассники узнали о пожарах столько, сколько не знали всю свою жизнь до этого. Сначала вспомнили, играючи в «Брейн-ринг», что знают об этих трагедиях, затем разгадывали загадки, вспоминали виды пожаров. Параллельно выяснили, что мобильный номер, по которому можно позвонить в пожарную охрану, – 112, и эта информация, пожалуй, самая полезная! Однако не единственная. Ребята изучали Закон РФ «О пожарной безопасности», разбирали конкретные примеры пожарных ситуаций, показанные в видеофрагментах, и пытались посмотреть на свое жилище глазами сотрудника Министерства по чрезвычайным ситуациям – насколько оно безопасно? Ведь 97% пожаров в нашей стране происходит по вине человека.

О прошедшем времени говорила учитель истории из Курской области Наталия Ковтонюк. На ее уроке восьмиклассники выясняли модель и способ становления индустриального общества в Англии. Решили, что модель этого общества можно представить в виде рисунка, схемы, таблицы. А еще – как систему. Четыре круга – четыре сферы: социальная, политическая, экономическая, духовная. Заполняя круги, ребята вспоминают множество нужных терминов и понятий - промышленный переворот, урбанизация и т.п. Затем пришла пора читать текст и находить в нем черты индустриального общества в Англии. Свои подсказки школьникам дала карта. Прозвучал аудиофрагмент книги Татьяны Диттрич «Повседневная жизнь викторианской Англии» и отрывок из оперы Шарля Гунно «Фауст». Все это для того, чтобы модель индустриального общества в далекой Англии XIX века стала близкой и зримой.

«Как вы получаете знания, какие есть способы?», - спросил девятиклассников тульский биолог Андрей Гарифзянов. «Чтение книг, просмотр телепередач, наблюдение, получаем знания на уроках, ставим эксперименты…», - ответили ребята. Андрей Рузильевич попросил ребят сложить и запустить бумажный самолетик, затем спросил: «Глядя на полет самолетиков, какие знания вы могли получить?». Оказалось – знания о том, как устроены настоящие самолеты, ведь бумажная игрушка – это несовершенная, но все же модель… А затем ребята получили очень интересное задание – создать модели организмов, абсолютно приспособленных к различным средам – водной, наземно-воздушной, почвенной. Рисунки и аппликации повесили на доску. А после изучения вместе с педагогом способов, с помощью которых животные прячутся от своих врагов или их отпугивают, дети смогли свои шедевры скорректировать. И сделали вывод: идеальных моделей не бывает.

На флаге города Магнитогорска – черный треугольник. Он символизирует руду. Именно с этого начала свой урок химии в 9 классе Роза Халадова из Чеченской Республики. Занятие было посвящено теме «Физические свойства металлов». Вспомнили: атом, электроны, положительные ионы, электронные газы, электронное облако, кристаллическая решетка. И начали ставить опыты. Стекло, дерево, металл – свойства материалов лучше познавать в сравнении. Выяснили, что самый тепло- и электропроводный – металл. А пластичность – уникальное свойство именно металлов. Причина всех эти чудесных свойств – подвижное электронное облако. Закончился урок тем же, чем начался, – треугольником, только уже не магнитогорским, а магическим треугольником химии.

Урок-включение провел для одинадцатиклассников филолог из Вологды Вячеслав Вахрамеев. Рассказ Ивана Бунина «Холодная осень», который был положен в основу урока, совсем короткий, но в нем уместилась человеческая жизнь, да, пожалуй, и вся трагедия русской эмиграции – безвозвратно потерянного для России поколения, которое бежало за границу от революции и Гражданской войны. Понять их, понять самого Ивана Бунина, а не только проанализировать текст рассказа, было непросто за 30 минут. Однако осмысление исторического контекста, роли детали и вечных образов помогло выйти на глубокие обобщения. Наверняка выпускники еще вернутся к «золотому слову» Бунина, но уже на совершенно новом, высоком уровне.

Фольклор – благодатная тема для пятиклассников. А уж если занятие проводит учитель музыки, который фольклором занимается углубленно, - тем более. Не хочется отрываться от замечательных мелодий, красивых слов. Елена Лоцман, музыкант из Республики Карелия, успела с ребятами воспроизвести хором звуки леса – там и филин ухает, и кукушка кукует, и ветер шумит, и озеро рядом плещется. И в хороводе дети прошлись, под песню «Я не знаю, куда вьюн положить». И разобрали, какие бывают песни – плясовые, календарные, обрядовые, исторические, частушки. И «Тонкую рябину» послушали и прочувствовали. И «Ой, ты, Порушка-Параня» исполнили. Поистине, время растягивается волшебным образом, если урок интересный!

Учитель русского языка и литературы, который читает стихи, вдвойне интересен своим детям. Наталья Малуха из Орловской области начала с исполнения короткого, но очень красивого стихотворения в прозе «Нищий» Ивана Тургенева. А затем начался урок русского языка на тему «Изобразительно-выразительные возможности синтаксиса. Роль простых и сложных предложений в тексте». Девятиклассники проводили синтаксический анализ текста, а одновременно глубже понимали замысел автора. Почему в описании нищего использованы бессоюзные и простые предложения? Чтобы создать образ. А еще видно, что лирический герой стихотворения встречает этого нищего старика внезапно. Излюбленный авторский знак Тургенева – многоточие. Здесь оно – символ отчаяния. Приемы – градация, парцелляция, синтаксический параллелизм – обретали на этом уроке жизнь и конкретное воплощение. Школьники теперь наверняка по-другому посмотрят на нищих на улице…

Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». Основные мероприятия «Учителя года России – 2010» состоятся с 23 сентября по4октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве.

Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Производители товаров и услуг
Сайты субъектов РФ: Вологодская область, Кабардино-Балкарская Республика, Курская область, Москва, Орловская область, Татарстан Республика, Тульская область, Челябинская область
Сайты моногородов субъектов РФ: Челябинская область - Магнитогорск
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ

Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 9:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
17.04.2024 18:08 Новости
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
18 апреля стартует всероссийский субботник по благоустройству памятных мест и воинских захоронений. Волонтеры приведут в порядок памятные места, посвященные защитникам Отечества, мирным гражданам, погибшим от рук нацистов в годы войны. Традиционно накануне Дня Победы «Единая Россия» и...
Как не попасть в сети кибермошенников
17.04.2024 16:24 Интервью, мнения
Как не попасть в сети кибермошенников
О профессиональной работе Следственного Комитета РФ по раскрытию сложных, тщательно замаскированных киберпреступлений рассказывается в очерке Александра Звягинцева, Заслуженного юриста РФ, Заслуженного работника прокуратуры РФ, секретаря Союза писателей РФ, заместителя директора Института...
Куда уехать от сезонной аллергии рассказали туроператоры
17.04.2024 10:36 Аналитика
Куда уехать от сезонной аллергии рассказали туроператоры
Для одних людей май-июнь – прекрасное время цветения, для аллергиков же – страшный сон. Куда можно уехать в путешествие, чтобы переждать сезонное явление, рассказали туроператоры. Эксперты назвали и санатории, в которых есть программы для лечения аллергических заболеваний...