Сегодня пятница, 19.04.2024, 11:17, ньюсмейкеров: 44160, сайтов: 1206, публикаций: 3427348
15.12.2022 12:31
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 2081; сегодня: 1.

Проблемы и трудности коммуникации слепых и слабовидящих школьников

Проблемы и трудности коммуникации слепых и слабовидящих школьников

Общение имеет первостепенное значение в образовании. Будь то учитель и ученик, ученик и ученик, учитель и учитель, учитель и родитель, учитель и администратор или администратор и родитель, или наоборот, общение необходимо для того, чтобы ученики успешно осваивали новые знания.

Большая часть информации передается посредством невербального общения. Мимика и жесты играют важную роль в оценке собеседников. В процессе невербального общения информация, получаемая участниками, включает в себя эмоциональное состояние друг друга, темперамент и навыки общения, социальный статус и принадлежность к определенной группе или субкультуре, отношения и общение с партнерами.

В настоящее время доказано, что трудности процесса межличностного общения в условиях визуальной ограниченности могут проявляться в процессе:

- формирования первого впечатления о человеке;

- формирования представления о внешности человека;получения обратной связи между партнерами;

- акта взаимодействия и др.

Причинами, усложняющими процесс межличностного общения слепых и слабовидящих, могут быть:

- нехватка эмоционального и личного общения;

- низкий уровень развития вербальных и невербальных методов общения;

- партнер по общению не может быть обнаружен с помощью анализатора безопасности;

- некоторые люди с нарушениями зрения обладают негативными характеристиками (замкнутость, отсутствие навыков общения и т.д.).;

- наличие длительного депрессивного состояния и т.д.

Причины, которые прямо или косвенно оказывают негативное влияние на процесс межличностного общения слабовидящих из-за визуальной ограниченности, неизбежно определяют возникновение коммуникационных барьеров и трудностей в общении для слабовидящих.

В настоящее время разработаны методы и приемы устранения коммуникативных барьеров и трудностей в межличностном общении в условиях визуальной ограниченности, а также они внедрены в современных специальных образовательных учреждениях в рамках формирования направления образовательной коррекции общения. В то же время необходимо иметь в виду, что работа в этой области требует от специальных преподавателей не только понимания особенностей межличностного общения, осуществляемого в случае нарушения зрения, и владения определенными методами для повышения его эффективности, но и определенной психологической грамотности.

В рамках дифференцированного подхода к учащимся с внешними коммуникативными барьерами, с одной стороны, рекомендуется усердно работать над повышением уровня вербальных и невербальных методов общения для слепых и слабовидящих учащихся, а также развивать способность выражать свое состояние и настроение с их помощью. С другой стороны, целенаправленно сотрудничать со своим социальным окружением, чтобы устранить предрассудки, клише и социальные стереотипы, связанные с людьми, находящимися в условиях визуальной ограниченности, и улучшить понимание особенностей их коммуникативного поведения.

Специальные педагоги должны помнить, что существуют два вида трудностей, имеющие первичный характер, зависящие от природных свойств человека, их отличает предопределенность и неизбежность возникновения. Например, биологические, психофизиологические, личностные свойства (агрессивность, тревожность, ригидность и др.).

Имеющие вторичный характер могут быть вызваны следующими причинами:

- психогенный характер (результат психологического стресса, тяжелых;

- переживаний и неудач, а также недостаточной самооценки);

- социогенный характер (неудачный опыт эмоционального и социального;

- контакта, неправильное суждение в образовании, определенные условия общения и т.д.).

Трудности в общении, вызванные психогенными причинами, приведут к определенным негативным изменениям, в особенности в доверительном общении.

Эффективность коррекционной работы по оптимизации процесса межличностного общения слепых и слабовидящих учащихся при формировании их коммуникативной деятельности во многом зависит от психологической грамотности специальных педагогов. С другой стороны, большую роль в развитии и корректировки коммуникативных способностей ребёнка играют его родители. Однако зачастую, когда ребенок рождается с особенностью зрения или какой-либо еще, он попадает в условия «социальной изоляции», родители недостаточно с ним общаются, в следствии чего ребенок недополучает ласку и внимание, речевую практику и практику межличностных отношений.

Автор: Савченко Ирина Алексеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Теория и практика управления» Института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» ФГБОУ ВО МГППУ.

Тематические сайты: Образование, Психология
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 153 публикации
Сайт: mgppu.ru/news
Поделиться:

Интересно:

Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
19.04.2024 9:21 Новости
Подмосковье - в числе регионов-лидеров по объему закупок у самозанятых
С 1 апреля 2020 года самозанятым гражданам разрешили участвовать в закупках по 223-Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на равных условиях с малым и средним бизнесом. Это способствовало значительному приросту объёма закупок у граждан, применяющих...
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
19.04.2024 7:40 Интервью, мнения
День единых действий в память о геноциде советского народа в годы ВОВ
В деле сохранения исторической правды есть особая дата - 19 апреля. В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для...
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
18.04.2024 18:13 Новости
В Петербурге завершились съемки фильма «Блокадный Трезорка»
Киностудия «Ленфильм» завершила съемки нового короткометражного фильма – «Блокадный Трезорка». Картина создается по мотивам одноименного рассказа петербургского писателя Александра Смирнова при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. В годы блокады Ленинграда произошло немало удивительных...
Исторические памятники в московских парках
18.04.2024 9:02 Новости
Исторические памятники в московских парках
Столичные парки не просто места для прогулок и досуга: многие из них хранят память о царях, графах, меценатах и советских воинах.  Деревянный домик Петра I, «Грот», украшенный ракушками со всего мира, и березы партизан — столичные парки представляют собой своего...
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
17.04.2024 18:08 Новости
Завтра стартует субботник по благоустройству воинских захоронений
18 апреля стартует всероссийский субботник по благоустройству памятных мест и воинских захоронений. Волонтеры приведут в порядок памятные места, посвященные защитникам Отечества, мирным гражданам, погибшим от рук нацистов в годы войны. Традиционно накануне Дня Победы «Единая Россия» и...