Сегодня четверг, 25.04.2024, 01:16, ньюсмейкеров: 44181, сайтов: 1206, публикаций: 3429203
24.08.2022 16:23
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 8978; сегодня: 1.

Школьная медиация в России: проблемы и перспективы развития

Школьная медиация в России: проблемы и перспективы развития

Метод школьной медиации вот уже около десяти лет применяется во всех регионах Российской Федерации, сегодня его используют десятки тысяч человек. Всего в стране работает свыше тридцати тысяч служб медиации (примирения), в основном сосредоточенных в общеобразовательных организациях. Федеральный Центр защиты прав и интересов детей ведет официальный реестр некоммерческих организаций, применяющих восстановительные, а также медиативные технологии при работе с детьми, а также осуществляет регулярные мониторинги служб школьной медиации и школьных служб примирения. Сегодня общепризнано, что эта технология — один из лучших инструментов по созданию безопасной среды в пространстве общеобразовательной организации.

Создание сети служб медиации (примирения) многие годы продвигалось силами энтузиастов, ее развитие прошло уже несколько этапов. Это — теоретическая разработка метода, создание нормативно-правовой базы, апробация метода в различных пилотных проектах и отработка методических рекомендаций по его внедрению в российские школы и другие образовательные организации. Главной проблемой сейчас стало повышение качества подготовки специалистов, работающих с детьми с помощью этого метода.

Если метод «Школьная медиация» развивался в рамках общих направлений и этапов развития российского института медиации, то метод «Восстановительная медиация» основан на идеях восстановительного правосудия. К сожалению, оба направления предотвращения и разрешения конфликтов в образовательной среде до последнего времени развивались параллельно и независимо друг от друга, что во многом обусловило трудности первого этапа. Попытка их объединить была предпринята только в 2020 г., в новых Методических рекомендациях Министерства просвещения РФ, а первые итоги были подведены на Всероссийском совещании школьных служб примирения и медиации, проведенном Министерством просвещения РФ 24 сентября 2020 г.

К числу первоочередных задач нового периода необходимо отнести разработку единой системы подготовки кадров. Полагаем целесообразным начинать ее с бакалавриата, по ряду направлений подготовки (ФГОС) «Образование и педагогические науки» и в увязке с профстандартом «Специалист в области медиации (медиатор)».

Важной проблемой является недостаточное владение медиаторами практикой применения медиативных и восстановительных технологий, что связано в том числе и с отсутствием регулярных тренингов и супервизии, а также единой системы переподготовки и повышения квалификации среди работающих специалистов.

Нет разработанной теории и, главное, практических алгоритмов, какие инструменты медиатора являются наиболее эффективными в той или иной конкретной ситуации, как определять медиабельность конфликта, когда необходимо привлечение психологов и иных специалистов, что повышает риски психологической травмы для всех его участников, включая и самого медиатора.

Несмотря на многолетние разговоры, до сих пор нет единого портала, на котором можно было бы быстро получить информацию о практиках школьной (и не только) медиации, а те, которые существовали, в настоящее время не функционируют.

Мир все больше и больше переходит в онлайн, и за прошедшие два года в МГППУ накоплен весьма положительный опыт академической подготовки медиаторов как на базе магистерской программы «Медиация в социальной сфере» на основе дистантного обучения, так и в формате ДПО, что позволило привлечь в том числе магистрантов и слушателей из других регионов. Наш опыт показал, что подготовка медиаторов онлайн, в том числе отработка практических навыков и технологий проведения процедуры медиации не только возможна, но и вполне эффективна. Успешное развитие школьной медиации в целом ряде регионов позволяет обоснованно утверждать, что институт школьной медиации (примирения) состоялся, востребован обществом и имеет большой потенциал для развития.

Авторы: Вечерина Ольга Павловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология" ФГБОУ ВО МГППУ;  Путалова Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология" ФГБОУ ВО МГППУ.

Тематические сайты: Медиация, Образование
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Московский государственный психолого-педагогический университет — 153 публикации
Поделиться:

Интересно:

Ранее неизвестные поселения позднего бронзового века найдены в Крыму
24.04.2024 18:02 Новости
Ранее неизвестные поселения позднего бронзового века найдены в Крыму
Учёные Крымского федерального университета обнаружили поселение позднего бронзового века на территории Караларского природного парка в керченском Приазовье. Об этом сообщила заведующая отделом естественнонаучных методов в археологии Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ...
Свыше 102 млрд руб. составила годовая выручка социального бизнеса
24.04.2024 17:05 Новости
Свыше 102 млрд руб. составила годовая выручка социального бизнеса
Минэкономразвития России актуализировало данные по деятельности социальных предпринимателей в экономике в целом и в региональном разрезе. На январь 2024 года в России зарегистрировано почти 11 тысяч социальных предприятий. Из них 7,8 — тысяч...
Объявлен конкурс на проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске
24.04.2024 12:43 Новости
Объявлен конкурс на проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске
Российское военно-историческое общество объявляет о начале творческого конкурса на лучший архитектурно-художественный проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске. Подача конкурсных проектов авторами осуществляется до 18 часов 00 минут по московскому времени 20 мая 2024 года. В...
В Москве представили первый том издания «История России. В 20 томах»
24.04.2024 10:33 Новости
В Москве представили первый том издания «История России. В 20 томах»
В Доме Российского исторического общества был представлен первый вышедший том академического издания «История России. В 20 томах».  «История России. В 20 томах» — масштабный проект по написанию единой, научно выверенной отечественной истории. Идея создания подобного проекта была...
Как в Москве помогают бизнесу адаптироваться к правовым новшествам
24.04.2024 9:06 Новости
Как в Москве помогают бизнесу адаптироваться к правовым новшествам
Предприниматели обязаны следить за правовыми нововведениями и своевременно менять подходы к работе, а городские власти им в этом помогают. Законодательство в сфере торговли меняется и совершенствуется в интересах потребителя — это касается продажи алкогольной продукции и товаров с обязательной...