Сегодня понедельник, 19.04.2021, 20:41, ньюсмейкеров: 42362, сайтов: 1194, публикаций: 3155461
02.04.2013 11:05
Новости.
Просмотров всего: 26220; сегодня: 3.

Основные итоги 2012 года на рынке страхования – нездоровый рост и признаки торможения

Основные итоги 2012 года на рынке страхования – нездоровый рост и признаки торможения

В 2012 году российский страховой рынок (без учета ОМС) вырос на 22 %, что заметно больше, чем в 2011 году (19%). Премии составили 809 млрд. руб., выплаты – 405 млрд. рублей. Отношение страховой премии к ВВП подросло до 1,3% (1,2% годом ранее), отношение общих рыночных выплат к ВВП составило 0,6% (0,5% годом ранее). Доля страховой премии в общих расходах населения на конечное потребление составила 1,3% (1,2% в 2011 году).

В то же время отношение страховой премии к ВВП и доля премии в расходах населения еще не достигли лучших докризисных показателей – так, в 2006 году страховая премия составляла 1,5% ВВП.

Из крупных сегментов страхового рынка самый высокий рост в 2012 году показало страхование жизни, сборы здесь составили 54 млрд. руб., а рост премии составил 55%, доля страхования жизни в общей рыночной премии увеличилась до 7% по сравнению с 5% в 2011 году. Занимая 7% рынка, страхование жизни обеспечило 13% общего прироста страховой премии. Как и прежде, львиную долю премий в страховании жизни обеспечивают сборы за счет средств населения (82%).

Высокий темп роста был также зафиксирован в страховании от НС – 51%, доля этого вида страхования выросла в общей премии по рынку в целом до 9% против 7% годом ранее, в 2012 году здесь было собрано 74 млрд. рублей. Занимая 9% рынка, страхование от НС обеспечило 17% общего прироста страховой премии.

Основным «двигателем» рынка страхования жизни стало увеличение кредитной задолженности населения. Потребители в течение 2012 года увеличили свою задолженность перед банками на 38% - с 5,6 трлн. руб. до 7,7 трлн. рублей. В то же время известно, что главными продавцами полисов страхования жизни в нашей стране являются именно банки. Страхование жизни продается в банковских офисах как опция к кредиту, которая гарантирует, что в случае проблем со здоровьем у заемщика страховая компания погасит задолженность. Страхование жизни может также предлагаться банковским клиентам как полноценная альтернатива инвестиционным банковским продуктам. Через посредничество кредитных организаций в 2012 году пришлось 56% премии, полученной страховщиками по этому виду операций. Еще 3% приходится на автосалоны, где происходит оформление кредита на приобретение автотранспорта. По страхованию от НС картина похожая: 51% премии страховщикам дают банки, где этот вид защиты часто предлагается как опция к кредиту.

Страхование автокаско, которое было на протяжении многих лет главным локомотивом рынка, в 2012 году не разгоняло его, а тормозило: сбор премий составил 195 млрд. рублей, рост сегмента составил 19%, а доля в общей премии сократилась до 24% против 25% годом ранее.

Еще одним «тормозом» рынка было огневое страхование. Сборы на этом рынке составили 131 млрд. рублей, что всего на 9% больше показателей 2011 года. Доля огневого страхования на рынке сократилась до 16% против 18% в 2011 году. К сожалению, практически стагнировало огневое страхование за счет граждан: рост здесь составил всего 7% (значительно меньше средней по рынку величины в 22%) при сборах в 26 млрд. рублей.

Не разгоняло рынок и ОСАГО. Этот сегмент остается одним из самых крупных – в 2012 году здесь было собрано 121 млрд. руб. страховой премии – 15% рынка, в то же время темпы роста премии оказались заметно ниже рыночных – 17% по сравнению с показателями 2011 года. За счет этого рыночная доля ОСАГО сократилась (в 2011 году этот сегмент генерировал 16% общей рыночной премии). Здесь сказалось исчерпание эффекта от повышения региональных коэффициентов к тарифу по ОСАГО, которое состоялось в 2011 году.

Еще один крупный рыночный сегмент – ДМС – развивался также несколько хуже среднерыночных темпов. Здесь в 2012 году было собрано 109 млрд. руб., доля этого сегмента составила 13%. Однако из-за того, что рынок ДМС увеличился в 2012 году только на 12%, его доля по сравнению с 2011 годом упала (в 2011 году ДМС обеспечивало 15% общих сборов).

Низким оказался и рост в добровольном страховании ответственности. Здесь было собрано без малого 30 млрд. рублей, однако этот рынок в 2012 году вырос незначительно – всего на 9%.

К сожалению, анализ показателей 4 квартала 2012 года не дает оснований для оптимизма в части прогнозов развития страхового рынка на ближайшие месяцы. Рост премии в 4 квартале составил всего 19% - намного ниже среднегодового значения в 22%, которое «вытянул» наверх показатель 1 квартала года (более 26%). Замедляется рост сборов за счет средств населения – в 4 квартале они выросли на 24% по сравнению с 4 кварталом 2011 года, тогда как во 2 квартале 2012 года рост сборов за счет граждан составил без малого 30%. До 43% снизился темп роста страхования жизни, при том что еще в 3 квартале 2012 года рост сборов здесь составлял 79%.

Только на 15%, до 42 млрд. руб., выросли в 4 квартале сборы по страхованию автокаско за счет граждан, доля этого вида в расходах населения по-прежнему составляет 0,5%. Ненамного лучше общий темп рост рынка автокаско в 4 квартале – 17%, тогда как еще в прошлом году квартальные темпы роста достигали здесь 24%.

На прежнем уровне, 0,08%, находятся и доля расходов населения на страхование недвижимости. Сборы по этому виду составили 6,9 млрд. рублей, рост по сравнению с 4 кварталом 2011 года – 12%.

Единственный крупный сегмент, показавший бодрый рост страховых премий в 4 квартале 2012 года – это страхование от НС. Население заплатило за полисы, защищающие от несчастного случая, НС16,6 млрд. рублей, что практически в два раза выше показателя 4 квартала 2011 года.

Расходы населения на ОСАГО в 4 квартале составили 25,8 млрд. рублей, что эквивалентно 0,3% от общих расходов граждан на потребление. Надо отметить, что в 4 квартале 2011 года расходы населения на ОСАГО составляли 0,34% общих затрат. Так что на лицо сокращение нагрузки, вызванной ОСАГО, на бюджеты домохозяйств.

Если рассматривать итоги 2012 года в целом, то они, скорее, неутешительные. Несмотря на увеличение страховых премий на 22%, рост в большой степени достигнут за счет кредитного страхования, без поддержки со стороны традиционных видов имущественного страхования. Такой рост нельзя признать здоровым и полноценным развитием страхового рынка. К тому же надо помнить, что в большой степени рост рынков банковского страхования существует только в отчетности страховых компаний. Известно, что большую часть премий, собранных в этом канале, банки забирают себе в качестве комиссии за осуществление продаж.

В целом на лицо торможение страхового рынка, которое неизбежно проявится уже в цифрах за 1 квартал 2013 года. Основная причина торможения страхового рынка – экономическая. Процентные ставки по кредитам предприятиям в нашей стране с середины прошлого года устойчиво превышают уровень инфляции, тогда как в 2011 и в начале 2012 года ситуация была обратной. Удорожание кредитов тормозит экономику, и с ней – страховой рынок. Пока мы не видим оснований для перелома этой тенденции.

Росгосстрах – крупнейшая по масштабам российская страховая компания с 90-летней историей.

В Группу компаний Росгосстрах входят ОАО «Росгосстрах», ООО «Росгосстрах», СК «РГС-Жизнь» (страхование жизни и добровольное пенсионное обеспечение), НПФ «РГС», ООО «РГС-Медицина» (ОМС). ООО «Росгосстрах» - это 73 филиала во всех субъектах Российской Федерации, включающих более 3500 агентств, страховых отделов, офисов продаж, подразделений урегулирования убытков.

Росгосстрах является лидером российского рынка страхования (более 43 млн клиентов) и традиционно оказывает существенное влияние на развитие страхового рынка России.

Сферы деятельности: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Потребительский рынок, Страхование, Финансовые отчеты организаций
Сайты субъектов РФ: Москва
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Росгосстрах — 140 публикаций. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Есть ли у Вас домашние питомцы?
 Кошка
 Собака
 Птицы
 Грызуны
 Рыбки
 Пресмыкающиеся
 Другое
 Нет
Предложите опрос

Интересно:

Молодые урбанисты и архитекторы изменят облик Красногорска
19.04.2021 13:28 Мероприятия
Молодые урбанисты и архитекторы изменят облик Красногорска
ФГБУ «Роскультцентр» и администрация городского округа Красногорск подписали соглашение о сотрудничестве в рамках совместной подготовки и проведения Всероссийского урбанистического хакатона «Города». Красногорск станет первым городом в Московской области, на территории которого в период с 2022 по...
Команда молодых ученых НИУ «МЭИ» разрабатывает 3D–принтер
16.04.2021 2:20 Новости
Команда молодых ученых НИУ «МЭИ» разрабатывает 3D–принтер
Команда инженеров «Робопринт», входящая в состав сообщества инновационных проектов Ventum Nova НИУ «МЭИ», представила прототип 3D–принтера для печати крупногабаритных объектов. Новое устройство может напечатать неограниченную по размерам деталь. Подобные инновации найдут свое место в...
Юрий Альтудов: КБГУ в Технологической водородной долине
15.04.2021 22:39 Мероприятия
Юрий Альтудов: КБГУ в Технологической водородной долине
Разработки Кабардино-Балкарского госуниверситета получили высокую оценку участников состоявшегося 15 апреля в режиме онлайн заседания Совета индустриальных партнеров консорциума по развитию водородных технологий «Технологическая водородная долина», инициатором создания которого является Томский...
Технологии персонализации в SPAR Калининград
15.04.2021 15:19 Товары и услуги
Технологии персонализации в SPAR Калининград
Персональные предложения позволяют розничным сетям приблизиться к индивидуальному one-to-one формату общения с покупателем, что значительно повышает лояльность клиентов. Компания Manzana Group накопила большой опыт работы с технологиями персонализации в ритейле. Это позволило успешно реализовать в...
Добейтесь успеха в профилактическом обслуживании оборудования
15.04.2021 15:16 Товары и услуги
Добейтесь успеха в профилактическом обслуживании оборудования
Новое руководство по повышению производительности «Возможности для совершенствования» от бренда Tork рассказывает о пяти шагах, которые нужно предпринять для внедрения практики «кайдзен», позволяющей бизнесу создать устойчивое конкурентное преимущество. Tork, бренд компании Essity, предлагает новое...