Сегодня среда, 24.04.2024, 19:23, ньюсмейкеров: 44181, сайтов: 1206, публикаций: 3429203
22.08.2017 17:30
Новости.
Просмотров всего: 5561; сегодня: 3.

В.Виноградов: «Активное сетевое взаимодействие вуза и школы – будущее педагогического образования»

В.Виноградов: «Активное сетевое взаимодействие вуза и школы – будущее педагогического образования»

Координатор проекта Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Педагогическое образование» и уровню образования «бакалавриат» рассказал об изменении подходов к подготовке учителей – важнейшей задаче САЕ «Учитель XXI века».

О новой модели сотрудничества студента, педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия рассказал Владислав Виноградов – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики Елабужского института КФУ, координатор проекта Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) по модернизации подготовки учителей-бакалавров основного общего образования.

Среди проблем подготовки учителя всего несколько лет назад отмечались устаревшие методы и технологии при подготовке выпускников педвузов, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку. Все же, заметил В.Виноградов, речь не идет о бесконечном расширении времени прохождения практики.

– Практика в данном случае понимается в широком ее смысле – от практики в стенах вуза до полномасштабной – на базе школы. И здесь без тесного контакта вуза со школами нам не обойтись. Сегодня идет процесс перехода от предметно-теоретического к деятельностному подходу к подготовке учителя. То есть, студент не столько приобретает знания о том, какие эффективные образовательные технологии существуют, сколько осваивает компетенции их практического применения – поделился Владислав Львович.

По словам ученого, в рамках Федеральной целевой программы развития образования, КФУ сотрудничает со многими вузами и школами, которые подключились к активному решению проблем в отрасли.

– В течение нескольких лет мы проводим конкретные прикладные исследования. Нашими специалистами внедрены модели аудита школы по разным аспектам образовательного процесса, оценки готовности учителей к реализации ФГОС. Выстроена система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций. Отработан ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций определяется как совместная деятельность образовательных организаций различных уровней, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления. В условиях модернизации педагогического образования сетевое взаимодействие реализуется преимущественно на двух уровнях: во-первых, сетевое взаимодействие с организациями высшего образования; во-вторых, сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями.

– На уровне сетевого взаимодействия в системе «вуз – вуз» нашими партнерами являются Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Псковский государственный университет, Тверской государственный университет, Сургутский государственный педагогический университет, Сыктывкарский государственный университет, Удмуртский государственный университет и Глазовский государственный педагогический институт.

Сетевое взаимодействие образовательных организаций позволяет комплексно решать сложные задачи, с которыми одной образовательной организации справиться бывает не под силу – расширить сферу социализации обучающихся, вывести их за рамки отдельной образовательной организации.

– Современный тренд развития образования предполагает, что студент не обязан получать все компетенции на базе только одного высшего заведения. Каждый вуз имеет свой подход к той или иной компетенции и по-своему трактует ее содержание.И если, например, Елабужский институт КФУ при общепедагогической подготовке делает акцент на проблемно-ориентированном подходе к организации образовательного процесса, что связано с именами Махмутова, Вилькеева и многих других наших соотечественников, чьи труды являются основой образовательных практик во многих странах, то, например, Ярославский университет использует другие подходы, Сургутский – третьи. И студент может выбирать, в рамках какого вуза осваивать те или иные компетенции, которые более соответствуют его интересам и профессиональным устремлениям. Таким образом, взаимодействие образовательных организаций одного или различных уровней, организованное в сетевой форме, повышает эффективность деятельности каждой из них. Это будущее образования вообще и российского образования в частности.

На первом этапе реализации проекта (2014-2015- гг) считалось, что школы имеют более выраженные компетенции в области практико-ориентированных аспектов образовательной деятельности, в области методики преподавания и могут самостоятельно передавать их студентам. Однако в процессе апробации выяснилась нецелесообразность такого подхода – в ходе вузовского образования невозможно обойтись без активного взаимодействия научно-педагогических работников, школьных учителей и студентов, каждый из которых выполняет строго очерченные функции.

– Если преподаватель вуза выполняет функции наукоемкие, требующие исследовательского подхода, то учитель уделяет внимание практическим аспектам. И только в синтезе мы можем получить максимальный результат.

То, что такая позиция отличается от первоначальной, вряд ли можно считать отрицательным результатом апробации модели сетевого взаимодействия. Нами был найден путь совершенствования образовательного процесса на основе создания некоторого интегративного образовательного пространства, которое позволяет проявиться наиболее значимым компетенциям всех взаимодействующих сторон.

Отработанный ряд моделей сотрудничества педагога и учителя-наставника в рамках сетевого взаимодействия и выстроенная система мотивации студентов-бакалавров на освоение исследовательских и практико-ориентированных компетенций позволяет утверждать, что мы находимся в процессе становления новой более эффективной системы подготовки выпускников – учителей XXI века.

– Мониторинг образовательного процесса, анкетирование студентов показывают, что активное использование знаний и умений во время практики привело к существенному изменению мотивации. Студенты экспериментальных групп заявляют, что заинтересованы пойти в школу. А сетевое взаимодействие на сегодняшний день – оптимальный вариант, позволяющий достигать высоких результатов.

Пока это не более чем предположение, потому что механизмы такого взаимодействия только отрабатываются, но сама гипотеза интересная и имеет право на существование, что показал проект модернизации педагогического образования.

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Информтехнологии, связь, Интернет, Образование, Соотечественники, земляки, диаспоры
Сайты субъектов РФ: Татарстан Республика
Сайты городов субъектов РФ: Ханты-Мансийский АО - Югра - Сургут
Сайты моногородов субъектов РФ: Татарстан Республика - Елабуга, Удмуртия Республика - Глазов
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ
Сайты стран: Россия

Ньюсмейкер: Казанский федеральный университет — 855 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Ранее неизвестные поселения позднего бронзового века найдены в Крыму
24.04.2024 18:02 Новости
Ранее неизвестные поселения позднего бронзового века найдены в Крыму
Учёные Крымского федерального университета обнаружили поселение позднего бронзового века на территории Караларского природного парка в керченском Приазовье. Об этом сообщила заведующая отделом естественнонаучных методов в археологии Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма КФУ...
Свыше 102 млрд руб. составила годовая выручка социального бизнеса
24.04.2024 17:05 Новости
Свыше 102 млрд руб. составила годовая выручка социального бизнеса
Минэкономразвития России актуализировало данные по деятельности социальных предпринимателей в экономике в целом и в региональном разрезе. На январь 2024 года в России зарегистрировано почти 11 тысяч социальных предприятий. Из них 7,8 — тысяч...
Объявлен конкурс на проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске
24.04.2024 12:43 Новости
Объявлен конкурс на проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске
Российское военно-историческое общество объявляет о начале творческого конкурса на лучший архитектурно-художественный проект памятника «Детям войны» в Горно-Алтайске. Подача конкурсных проектов авторами осуществляется до 18 часов 00 минут по московскому времени 20 мая 2024 года. В...
В Москве представили первый том издания «История России. В 20 томах»
24.04.2024 10:33 Новости
В Москве представили первый том издания «История России. В 20 томах»
В Доме Российского исторического общества был представлен первый вышедший том академического издания «История России. В 20 томах».  «История России. В 20 томах» — масштабный проект по написанию единой, научно выверенной отечественной истории. Идея создания подобного проекта была...
Как в Москве помогают бизнесу адаптироваться к правовым новшествам
24.04.2024 9:06 Новости
Как в Москве помогают бизнесу адаптироваться к правовым новшествам
Предприниматели обязаны следить за правовыми нововведениями и своевременно менять подходы к работе, а городские власти им в этом помогают. Законодательство в сфере торговли меняется и совершенствуется в интересах потребителя — это касается продажи алкогольной продукции и товаров с обязательной...